Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!

Материалы по проблемам противодействия торговле людьми, безопасного трудоустройства за пределами Республики Беларусь

Дата: 8 декабря 2020 в 13:53, Обновлено 4 июля в 15:40

Принимаемые в Республике Беларусь меры по противодействию торговле людьми

В настоящее время проблема торговли людьми продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь, как и для всего мирового сообщества.

На сегодняшний день это хорошо отлаженный транснациональный вид преступной деятельности, приносящий колоссальные доходы трафикерам и занимающий в криминальном мире лидирующие позиции по прибыльности. 
Основные формы торговли людьми остаются в Беларуси практически неизменными с 2000 года – это преступления, совершаемые в целях сексуальной или трудовой эксплуатации (в 2010 году был выявлен единственный факт, когда торговля людьми имела место в целях изъятия органов).

На сегодняшний день самой распространенной формой торговли людьми является сексуальная эксплуатация. 

В настоящее время Беларусь остается страной происхождения «живого товара». В целях сексуальной эксплуатации трафикеры переправляют белорусских женщин в страны Евросоюза, на Ближний Восток и в некоторые регионы Российской Федерации (преимущественно в г. Москву и Московскую область).

Для личной безопасности трафикеры стараются принимать «живой товар», находясь в стране назначения и избегая приезда в Беларусь. Вместе с тем отдельные из них, используя местные криминальные связи, периодически продолжают приезжать в республику с целью вербовки женщин для занятия проституцией за границей. В таких случаях подразделения по противодействию торговле людьми действуют на упреждение и задерживают трафикеров при попытках вывоза наших граждан за рубеж в целях последующей эксплуатации. 
Отметим, что в Республике Беларусь уголовная ответственность за незаконное трудоустройство граждан за рубежом наступает только в том случае, когда присутствует эксплуатация (под ней понимается незаконное принуждение человека к выполнению работ или оказанию услуг, в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей, в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством).

Деятельность в сфере трудоустройства за границей находится под контролем МВД и требует получения специального разрешения (лицензии) от Департамента по гражданству и миграции.

Меры по противодействию торговле людьми имеют в Беларуси комплексный характер и выстроены в четкую систему по следующим направлениям:

1) совершенствование национального законодательства;
2) деятельность государственных органов, международных организаций, общественных объединений и их координация;

3) подготовка кадров;
4) международное сотрудничество;

5) статистика и отчетность, доступные в глобальной компьютерной сети Интернет.


Первое из направлений – совершенствование национального законодательства.

В 2003 году Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций (ООН) против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (Палермский протокол).

Кроме того, Республика является участником всех универсальных конвенций ООН, направленных на противодействие торговле людьми и связанным с ней преступлениям. На основании международных договоров создано национальное законодательство. Урегулированы проблемные вопросы в таких сферах, как трудоустройство и обучение за границей, международное усыновление, деятельность брачных агентств. Законодательно закреплено определение жертвы торговли людьми (это лицо, которое пострадало от торговли людьми, а также связанных с ней преступлений), определены меры по защите и реабилитации жертв.

В Беларуси реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде Государственных программ. Первая Государственная программа по противодействию торговле людьми была рассчитана на 2002 – 2007 годы (утверждена Правительством), вторая – на 2008 – 2010 годы (утверждена Главой государства), третья – на 2011 – 2013 годы (утверждена Главой государства), четвертая – на 2013 – 2015 годы (утверждена решением координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией при Генеральной прокуратуре). В 2017 году принята пятая Программа на 2017 – 2019 годы.

В реализации всех антитрафикинговых Программ активное участие принимают не только государственные органы, но и неправительственные организации. Если изначально Программы были ориентированы на уголовное преследование трафикеров, то в последующем акценты сместились на предупреждение торговли людьми, работу телефонов «горячей линии», создание социальной рекламы, защиту и реабилитацию жертв с активным использованием потенциала Международной организации по миграции и общественных объединений.

Отметим, что последние программы (четвертая и пятая) совмещают в себе борьбу с коррупцией и транснациональными преступлениями (наркобизнес, торговля людьми, нелегальная миграция) и называются Программами по борьбе с преступностью и коррупцией. Вместе с тем треть мероприятий этих Программ связана с противодействием торговле людьми.

Уход в четвертой и пятой Программах от одной проблемы торговли людьми и объединение в Программах нескольких проблем было связано с существенным сокращением масштабов торговли людьми в республике (почти в 10 раз) и нецелесообразностью распыления сил и средств.

Ввиду того, что трафикеры располагают транснациональными криминальными связями, хорошо знают уголовное законодательство и постоянно меняют тактику своих преступных действий, в Беларуси решено противостоять их уловкам и способам ухода от ответственности путем криминализации максимального количества деяний, связанных с торговлей людьми. По инициативе МВД в Уголовный кодекс  внесены изменения и дополнения, благодаря которым на сегодняшний день в стране действуют семь составов преступлений, охватывающих все виды и формы «современного рабства». Вот эти составы:
1) статья 171 «Организация и/или использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией»;
2) статья 1711 «Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией»;
3) статья 181 «Торговля людьми»;
4) статья 1811 «Использование рабского труда»;
5) статья 182 «Похищение человека» (если действия совершаются в целях эксплуатации людей);
6) статья 187 «Незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей» (если эти действия привели к эксплуатации человека за рубежом);
7) статья 3431 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего» (в случаях, когда для порносъемки в качестве «модели» или «актера» используется ребенок).
Преступления, предусмотренные статьями Уголовного кодекса 171, 1711 и 3431, влекут исключительно сексуальную эксплуатацию; статьей 1811 – исключительно трудовую эксплуатацию; статьями 181, 182 и
187 – сексуальную, трудовую и любую другую возможную эксплуатацию.
Максимальное наказание по вышеуказанным статьям – лишение свободы сроком до 15-ти лет с конфискацией имущества.

Созданный механизм идентификации и перенаправления жертв торговли людьми предполагает участие в идентификации не только государственных органов, но и международных и неправительственных организаций. Реабилитационную помощь имеют право получать две категории граждан: 1) жертвы торговли людьми и 2) лица, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений. Жертвам торговли людьми предоставляется возможность получения помощи бессрочно. Однако отдельные виды помощи могут оказываться в течение 1 года (с продлением этого срока при необходимости). Порядок получения того или иного вида помощи регулируется ведомственными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты. Сведения о гражданах, которые могли пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, а также об идентифицированных жертвах торговли людьми обобщаются и размещаются на официальном сайте МВД Беларуси (исключительно статистические данные).
Помимо этого, в Республике Беларусь действует ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности, связанной с оказанием реабилитационной помощи жертвам торговли людьми.

В структуре МВД создана специализированная служба, занимающаяся противодействием торговле людьми (главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции). Служба состоит из оперативных подразделений, имеющих три уровня: республиканский, областной (и г. Минска), районный.
На Министра внутренних дел возложены функции Национального докладчика, что позволяет оперативно информировать международные структуры о предпринимаемых Беларусью усилиях по искоренению современного рабства. На сайте МВД Беларуси в сети Интернет (www.mvd.gov.by) размещается информационно-аналитический обзор о принимаемых в республике мерах по борьбе с торговлей людьми, сведения о том, как не попасть в рабство и что делать в экстренной ситуации, а также национальное и международное законодательство, статистическая и другая полезная информация.
Министерство иностранных дел обеспечивает возвращение жертв торговли людьми на родину, в том числе при содействии Международной организации по миграции.
Реабилитацией жертв торговли людьми занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования и Министерство здравоохранения.
Министерство труда и социальной защиты осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст старше 18-ти лет (в его структуре действуют городские центры социального обслуживания семьи и детей и территориальные центры социального обслуживания населения,
в большинстве из которых созданы «кризисные комнаты»).
Министерство образования осуществляет реабилитацию жертв, имеющих возраст от 3-х до 18-ти лет (в его структуре действуют социально-педагогические центры, большая часть которых располагает детскими социальными приютами).
Для детей в возрасте до 3-х лет предусмотрена реабилитация в 8 домах ребенка системы Министерства здравоохранения (случаев торговли детьми такого возраста в Беларуси не выявлено).


В Беларуси предусмотрены следующие виды безвозмездной государственной помощи: 1) предоставление временных мест пребывания, в том числе спальных мест и питания; 2) правовая помощь, в том числе бесплатная юридическая помощь, предоставляемая коллегиями адвокатов; 3) медицинская помощь (определяется перечнем Министерства здравоохранения), в том числе в стационарных условиях, независимо от места постоянного проживания жертвы торговли людьми;
4) психологическая помощь; 5) установление семей несовершеннолетних жертв торговли людьми либо устройство их на воспитание в другие семьи, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения; 6) содействие в трудоустройстве на постоянную работу;
7) материальная поддержка.
В рамках уголовного процесса по решению суда жертва получает компенсацию от трафикера за причиненный преступлением ущерб (процедура гражданского иска).
При содействии Министерства связи и информатизации и МВД была создана «горячая линия» с коротким трехзначным номером 113 для лучшего информирования граждан и расширения доступа к информации о противодействии торговле людьми. Звонки обслуживаются неправительственными организациями. 

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием.

Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми - это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство.

Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными. Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами... Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве.

Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке - вербовка, перевозка, передача, эксплуатация... Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 - 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев.

В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности.

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии.

Примите во внимание следующие рекомендации

1.Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме).

2.Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм – а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу.

3.Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверитьсрок действия.


4.Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контрактпредусматривает условия проезда, проживания и обязательно – условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране.

5.В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу.Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт.

6.У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать.

7.Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома.

8.Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь.

9.Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи.

Траффикинг – это преступление, которое чаще всего осуществляется на территории нескольких государств.

Действия, совершаемые траффикерами в отношении жертв торговли людьми:
Перемещение лица в пределах одной и той же страны или за ее пределы.
Вербовка лица.
Совершение каких-либо сделок в отношении лица (купля, продажа, обмен, дарение и т.д.)

Способы принуждения, используемые траффикерами:
мошенничество;
обман;
долговая кабала;
шантаж;
похищение;
злоупотребление властью;
злоупотребление уязвимостью положения;
подкуп;
изъятие документов;
физическое насилие или угроза его применения в отношении лица либо его родственников;
принуждение к употреблению алкоголя либо наркотиков;
физическая изоляция;
и другие способы принуждения.

Формы эксплуатации, используемые траффикерами:

(мероприятие на 2 группы виды торговли людьми)
эксплуатацию проституции и другие формы сексуальной эксплуатации (порнобизнес, стриптиз и т.д.);
принудительный труд или услуги:

- потогонное производство (например, работа в подпольных швейных мастерских);
- работа в сельском хозяйстве;
- в качестве домашней прислуги;
- попрошайничество и т.д.
торговля невестами, принуждение к заключению брака, брачный туризм;
репродуктивное рабство;
обычаи, сходные с рабством;
извлечение органов и тканей;
и другие формы эксплуатации.

Какие методы вербовки используют преступники?

1.Предложения о работе фирм по трудоустройству (игра «Объявление»)
2.Личная вербовка
3.Предложения поучаствовать в конкурсах красоты, фотомоделей либо пройти курс обучения в школах манекенщиц
4.Брачные агенства
5.Интернет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.