Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Методическая работа

Дата: 24 января 2017 в 13:20, Обновлено 26 января 2017 в 14:36

Каждый – велик. Только часто об этом не знает.

Каждый – талант, если только себя развивает…

Э.Скобелев

   Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. 

К.М.Коджаспирова

Уровни самообразования

   Первый уровень – низкий. Деятельность педагога, находящегося на данном уровне, характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств, при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

   Второй уровень – средний. Для педагога, находящегося на данном уровне, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

   Третий уровень – высокий. Педагогов этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляемое на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

   Четвертый уровень – наивысший. Характерен для таких педагогов, которым данный вид деятельности представляется постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.

Источники самообразования

   Источниками самообразования педагога являются: нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность системы общего среднего образования; психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, справочная и публицистическая литература, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет; удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность; повышение квалификации на базе ИРО, АПО; практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт; участие в инновационной деятельности; обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности; хобби.

Этапы самообразовательной деятельности педагога

1. Самодиагностика, проблемный анализ профессиональной деятельности, фиксация проблем и их причин.

2. Осознанное принятие решения о необходимости профессионального развития (в зависимости от уже имеющегося уровня: совершенствование профессионального уровня, развитие профессионально значимых компетенций, формирование педагогического мастерства, творчества); самоопределение на основе анализа результатов педагогической деятельности, профессиональных потребностей, мотивов, целей.

3. Актуализация проблемного поля самообразования.

4. Определение стратегии и тактики саморазвития, выбор темы, разработка программы и плана; отбор форм и методов работы над темой.

5. Реализация плана самообразования; накопление и систематизация как теоретического, так и практического материала по теме.

6. Демонстрация наработанного материала (презентация, приглашение в творческую лабораторию, выставка, отчет, серия открытых уроков, публикации в периодических педагогических изданиях).

7. Самоконтроль выполнения запланированного.

8. Корректировка хода выполнения плана, его содержания (при необходимости).

9. Самоанализ и самооценка в процессе и по итогам выполнения плана.

10. Определение путей творческого роста: выбор новой темы самообразования, постановка целей, формулировка задач, выбор направленной деятельности.

Варианты планов самообразования педагогов

   Первый вариант – для педагогов, работающих в режиме функционирования (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги).

1. Тема самообразования.

2. Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.

3. Разделы плана:

а) задачи деятельности по каждому направлению;

б) содержание деятельности;

в) сроки реализации запланированного;

г) форма представления результатов работы;

д) итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);

е) пути дальнейшей работы по направлениям.

4. Направления деятельности:

а) изучение литературы по теме самообразования;

б) ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;

в) проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;

г) разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы;

д) формирование авторской дидактической системы;

е) проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;

ж) самоанализ проведенной работы и ее результатов.

   Второй вариант плана – для творчески работающих педагогов.

1. Тема самообразования.

2. Цели и задачи самообразования.

3. Содержание работы.

4. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и др.).

5. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.).

6. Этапы работы:

а) диагностический (анализ затруднений, выявление существующих противоречий, изучение литературы и имеющегося опыта по изучаемой проблеме);

б) прогностический (определение целей и задач исследования, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов);

в) организационный (составление программы исследования, продумывание методического сопровождения, подготовка базы для исследования);

г) практический (проведение констатирующих срезов, реализация авторской технологии, методики, системы, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка хода работы);

д) обобщающий (обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ полученных результатов, корректировка гипотезы, описание и оформление результатов исследования);

е) подведение итогов (доклад, презентация, выставка, мастер-класс, публикация, издание пособия и др.);

ж) этап распространения результатов исследования (мастер-класс, творческая лаборатория, педагогическая мастерская, выступление на научно-практической конференции).

Памятка для педагога по составлению

самообразовательной программы

   Название программы должно проистекать из конкретной проблемы профессиональной деятельности педагога.

   Формулировка нужна краткая, емкая, отражающая содержание образовательной деятельности.

   Объем программы: 15-20 печатных листов.

   Структура программы

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания проблемы («Что я хочу сделать и почему?»)

1.2. Вводная характеристика проблемы, степень неразрешенности проблемы, обоснование ее актуальности.

1.3. Цель (важно указать на непосредственно результат деятельности), формулировка задач.

1.4. Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

1.5. Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).

1.6. Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).

1.7. Тезаурус (понятийный словарь).

2. Технологический план-график самообразования

Пошаговая реализация самообразовательной деятельности

Шаги

Время

Содержание

Механизм реализации (методы, формы)

Ресурсы

Результат

1. Подготовительный этап

Изучение специальной литературы, диагностика проблемы, обоснование целесообразности разработки данного вопроса, корректировка темы, шагов ее реализации

По каждому шагу (с указанием срока выполнения)

Изученная литература. Основные формы самообразования (беседы, встречи, опыты, экскурсии, дискуссии и т.д.)

Анализ, классификация, систематизация, диагностика, оценка

Наличие или создание необходимого оборудования, средств и способов поддержки самообразовательной деятельности

Трансформирование, переопределение цели деятельности – приобретение теоретических знаний по проблеме

2. Основной этап

Формируется по тому же алгоритму, что и подготовительный этап, а его содержание зависит от конкретной цели и темы работы

3. Заключительный этап      

Формируется по тому же алгоритму, что и подготовительный этап, а его содержание зависит от конкретной цели и темы работы

        

3. Оценка эффективности самообразовательной работы

3.1. Критерии оценивания эффективности работы по самообразовательной программе (показать, каким образом и за счет чего она будет оцениваться).

3.2. Результаты работы.

3.3. Определение показателей выполнения каждой задачи и способа анализа этих показателей.

3.4. Разработка системы проверки результативности работы на основе описания планируемых результатов.

3.5. Результат работы по самообразовательной программе – определение объема предметных действий, развитие способностей, повышение престижа, улучшение показателей, отбор результатов для презентации.

4. Механизм презентации достигнутых результатов

5. Литература                                               

Алгоритм самообучения

   1. Систематически работайте над расширением своего кругозора. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие вас профессиональные вопросы.

   2. Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами, выдвигайте идеи, делитесь опытом, взаимодействуйте.

   3. Будьте активны и заинтересованы в делах своего учреждения образования, не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения, дел, но учитесь своевременно целенаправленно расслабляться.

   4. Научитесь извлекать уроки не только из позитивного опыта, но и из негативного, так как и тот и другой дает нам возможность развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.

   5. Учитесь определять приоритеты в профессиональной деятельности.

   6. Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники.

   7. Не бойтесь экспериментировать.

   8. Развивайте свои способности в выдвижении и решении проблем. Исследуйте источники проблем и связывающие их факторы.

   9. Идеи рождаются в делах. Записывайте приходящие в голову альтернативные решения и связанные с ними важные моменты, иначе они могут забыться.

   10. Развивайте уверенность в себе. Формируйте личностно-профессиональную самодостаточность. Избегайте всяческих помех при занятии творческой работой, особенно в ее начале.

   11. Старайтесь заниматься творческой работой, когда находитесь в хорошем настроении. Научитесь вознаграждать себя и доверять себе и своему опыту: заинтересованность в деле и огромное желание решать проблемы исключительно важны на начальной стадии творческого поиска.

   12. Шлифуйте авторские идеи до блеска и учитесь их грамотно подавать. Помните, что «пишущими» становятся в процессе практики «писания».

   13. Учитесь работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Цените мнение коллег, даже если оно расходится с вашей точкой зрения.

   14. Осуществляйте сотворческую деятельность.

   15. Любите то, что вы делаете, и тех, ради кого вы это делаете.

Литература

1. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения/ А.А.Глинский – Минск: Зорны Верасок, 2010.

2. Пашкевич, Т.Ф. Самообразование как интеллектуальное творчество педагога / Т.Ф.Пашкевич // Народная асвета. – 2008. - №6. – С.28-34.

3. Крисенок, Л.Г. Педагогическая мастерская «Развитие личности педагога  / Л.Г.Крисенок // Народная асвета. – 2013. - №5. – С.18-23.

4. Жичко, Р.В. Педсовет: пополнить каждый день педагога новым знанием / Р.В.Жичко // Народная асвета. – 2013. - №7. – С.34-36.

5. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / А.А.Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 295с.

6. Горанская, Е.И. Комплекс компетенций профессионально стабильных педагогов  / Е.И.Горанская // Народная асвета. – 2012. - №10. – С.41-45.

7. Павловская, Л.Ф. Педсовет «Модель личности педагога в современной школе» / Л.Ф.Павловская // Народная асвета. – 2011. - №4. – С.49-51.

8. Глинский А.А., Маевская В.Л. От совершенствования уровня мастерства учителя к успешности в работе/ А.А.Глинский, В.Л.Маевская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. - №12. – С.1-4.

9. Гречихо, Е.В. Разработка программы по самообразованию: справочные и методические материалы для педагогов/ Е.В.Гречихо  – Мозырь: Содействие, 2010.

10. Глинский, А.А. О самообразовании педагогов как основе их профессиональной успешности/ А.А.Глинский // Минская школа сегодня. – 2014. - №9-10.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.