Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!

Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Дата: 7 февраля в 19:04, Обновлено 11 февраля в 13:21

ПАМЯТКИ  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ

Вспомни уроки на завтра (посмотри расписание уроков в дневнике).

Определи порядок выполнения по предметам.

Приготовь все вещи, необходимые для выполнения домашнего задания по предмету, остальное убери.

Продумай ход выполнения первого урока (воспользуйся памяткой, если испытываешь затруднения).

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ

Вспомни рассказанное учителем на уроке.

Читай текст целиком. Попутно, где надо, пользуйся рисунками, схемами, чертежами, картами, словарями.

Читай внимательно и старайся запомнить основное.

Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия.

Закрой книгу и мысленно представь части прочитанного. Перескажи прочитанное.

Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.

Расскажи прочитанное про себя и вслух.

Если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему.

Для лучшего запоминания дат сравнивай с теми, которые хорошо помнишь.

  

ПАМЯТКА "КАК НАДО ГОТОВИТЬ "ЧТЕНИЕ"

Прочитай текст, заметь слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

Поработай над этими словами (прочитай несколько раз).

Выясни значение всех непонятных слов из словарей, у взрослых.

Прочитай текст повторно, перескажи его.

 

ПАМЯТКА "ПРАВИЛА  БЫСТРОГО  И  ПРОЧНОГО  ЗАПОМИНАНИЯ  НАИЗУСТЬ"

При заучивании отрывка, прозы, цитаты прочти и пойми содержание, смысл, прочти повторно и, если отрывок небольшой, попытайся воспроизвести; большой текст раздели на смысловые части, читай и, закрыв текст, рассказывай про себя или вслух; перескажи несколько раз, следя за выразительностью, перед уроком перескажи с учебником в руках.

При заучивании стихотворения пользуйся теми же правилами, что и при заучивании прозы. Читай выразительно вслух сразу. Если трудно запоминается, запиши текст, раздели на смысловые части. Читай, затем пересказывай, запоминая переход от одной части к другой.

 При заучивании правил, определений, законов продумай смысл правила, определения, закона, сравни с известными тебе правилами, определениями, подбери пример; читай медленно 2-3 раза, расскажи, заглядывая в книгу, расскажи без книги.

ПАМЯТКА "ПРАВИЛА  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПИСЬМЕННЫХ  ЗАДАНИЙ"

Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.

Располагайся  удобнее, так как учат в школе.

Прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применять в упражнении. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.

Если надо посмотри аналогичные предложения, выполненные в классе, под руководством учителя.

Не спеша приступай к выполнению.

Пиши не торопясь, но не слишком медленно. Не отвлекайся посторонними делами.

Если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища.

Отдельные трудные части задания не пиши в тетрадь, а пользуйся черновиком.

ПАМЯТКА  "КАК  НАДО  ВЫПОЛНЯТЬ  ЗАДАНИЯ  ПО РУССКОМУ

(белорусскому) ЯЗЫКУ"

Внимательно прочитай задание к упражнению и определи, каким правилом будешь пользоваться при его выполнении.

Если нужно, найди и еще раз прочитай правило, приведи собственные примеры к нему.

Выполняй упражнение, все время сверяйся с правилом.

Проверь работу (используя учебник, таблицу, словарь).

ПАМЯТКА  "КАК НАДО РЕШАТЬ  ЗАДАЧИ"

Прочти внимательно условие задачи.

Продумай, что значит каждое число.

Прочти вторично условие задачи, выдели слова, имеющие существенное значение для решения.

Зарисуй условие или запиши кратко.

Подумай, что нужно, чтобы ответить на вопросы задачи, что уже известно из условия задачи, а что нужно найти.

Составь план решения задачи (устно).

Реши задачу и проверь решение.


Организация самоподготовки в условиях группы продленного дня

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.

Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.

Цель самоподготовки — привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их фактическом применении.

Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:

• расширение границ учебной работы;

• углубление содержания учебных предметов;

• получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

• закрепление и повторение изученного на уроках материала;

• упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

• развитие интереса к учению;

• приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

• формирование исполнительских навыков.

Самоподготовка — это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников. В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.

Образовательные функции:

1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.

2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.

3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.

Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации.

Основными этапами самоподготовки являются:

• подготовка детей к работе (организационный этап);

• самостоятельное изучение материала;

• самоконтроль и самооценка;

• заключительный педагогический контроль.

Методические пособия 80-х годов подробно рассматривали определенные группы требований, содействующих эффективности самоподготовки. На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации такого вида деятельности в ГПД.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

2. Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.

3. Чистота оконных стекол.

4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.

5. Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

6. Поддержание нормального температурного режима.

7. Регулярное проветривание классных комнат.

8. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.

9. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.

10. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.

11. Поддержание чистоты и порядка в классе.

12. Соблюдение школьниками личной гигиены.

13. Сохранение у детей правильной позы во время работы.

14. Проведение «физкультминуток».

15. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.

16. Устранение шумовых раздражителей.

17. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

Дидактические требования к самоподготовке:

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

К воспитательным требованиям относятся:

1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.

4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.

6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

7. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.

Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь требованиями к проведению самоподготовки, сможет поддерживать необходимый порядок для самостоятельной работыучащихся.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.