Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Психическое здоровье и формирование жизнестойкости личности в образовательной среде

Дата: 31 мая 2016 в 08:45, Обновлено 9 октября 2016 в 11:55

Формирование жизнестойкости личности в образовательной среде

Изменение общественно-исторических условий обусловило полное отторжение жизнью, человека как единицы производственного коллектива. Сейчас востребован иной набор личностных качеств, позволяющих человеку успешно интегрироваться в сложную и лишенную синтементальности социальную среду.

С позиций Рубинштейна, «личность определяется своим отношением к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям.  Эти отношения реализуются в деятельности, посредствам которой люди познают мир – природу и общество – и изменяют их  (Рубинштейн С.Л. «Бытие и сознание»).

Социальный заказ на тип человека и соответствующий ему идеал всегда задается извне.

В историческом опыте не раз предпринимались попытки разумного соотнесения объективного наличествующего в виде культурной, природной и общественной среды, и субъективного, характерного для данной общности, социальной группы, конкретного индивида. Прогрессивная мысль веками билась над тем, чтобы путем создания целесообразных для развития человека условий выявить границы его развития и творческой самореализации.

Развитие личности происходит активным образом в специально организованной среде в условиях контролируемой социализации.

Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления  человека в условиях конкретного общества.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, механизмов.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательных уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс несознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам.

Современные школьники живут в процессе преодоления специфических проблем своего развития.

Подростки - яркая выраженность акцентуаций характера гормональной нестабильности, инфантильность, невключенность в жизнь социума, склонность к употреблению психотропных веществ.

Юношество - отрицание социального опыта старшего поколения, юношеский нигилизм, склонность к экспериментам в личной и социальной жизни, участие в неформальных организациях (движениях).
   
Учеными выявлены  в порядке убывания специфические черты ценностной ориентации российских старшеклассников:
1) Материальный достаток.
2) Семья.
3) Любовь и секс.
4) Дружба.
5) Образование.
6) Карьера.
7) Здоровье.
8) Работа.
9) Познание себя, самосовершенствование.
10) Нравственность.
11) Родина и патриотизм.

Мы считаем, что социальное воспитание в позитивной среде ОУ способствует преодолению трудностей развития личности и формированию ценностных ориентаций школьников.

Социальное воспитание, как процесс относительно социально-контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества,  в котором он живет, способствует созданию условий для формирования жизнестойкости в социальной среде.

Социальная среда, по определению представленному в работах Е.А. Мясоедовой,  это система всех общественных условий жизнедеятельности человека: экономических, политических, производственных, культурных, бытовых и т.д. в которых можно выделить личностные, материальные, духовные и организационные (структурные составляющие).

В учебном заведении можно также условно выделить личностную (администраторы, учителя, воспитатели, учащиеся), материальную (школьное здание, учебный инвентарь и т.д.), духовную (стратегия развития образовательного учреждения, нормы поведения принятые в нем, методы обучения и воспитания, общий микроклимат и т.д.) и организационную (иерархия отношений на всех уровнях от директора до ученика и др.) составляющие.

Позитивная среда образовательного учреждения служит доминантным фактором формирования главного – стержневого ( В.И. Ильин) качества личности школьника.

Результатом социального воспитания школьников в позитивной среде ОУ мы видим жизнестойкую личность. Стержневое качество социализированной личности, определенное нами как жизнестойкость, выражается в готовности личности к социальной интеграции и социальной гибкости.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.