Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!

В помощь учителю

Дата: 28 октября 2020 в 11:16, Обновлено 28 октября 2020 в 11:21

Банк способов и форм дифференциации учебной работы учащихся

на различных этапах урока

           1. Этап проверки домашнего задания и подготовительной работы к усвоению нового материала

Индивидуальный контроль выполнения  домашнего задания осуществляется на уроке с помощью индивидуальных практических или теоретических вопросов, учащиеся выполняют задания во время работы класса с другим заданием. Данная форма контроля позволяет проследить уровень усвоения материала отдельными учащимися довольно точно. Индивидуальная проверка может быть разноуровневой, дифференцированной. Кроме того при индивидуальном опросе можно практиковать анализ ответа учащегося не учителем, а другим учащимся, назначая консультанта заранее или после ответа, обращаясь к ученикам. За анализ ответа тоже можно выставить отметку.

Можно проводить индивидуальный контроль выполнения домашнего задания с помощью тестов программ, когда компьютерная программа комментирует ученику его отметку, указывает на направления в теме, слабо усвоенные им.

Самопроверка – форма контроля выполнения домашнего задания на уроке, поскольку обучающие ещё раз анализируют свою работу, оценивают её, что развивает самоанализ и самооценку.

Взаимопроверка – наиболее любимый детьми способ, им всем хочется побыть в роли учителя. Взаимопроверка осуществляется по образцу соседом по парте или по выбору самого проверяемого. Во взаимопроверке возможен и полезен вариант «Веер». Проверив на перемене работы нескольких учащихся, назначают консультантами тех из них, кто выполнил работу без ошибок или с ошибками, но смог объяснить свою ошибку, прокомментировав правило, которым следует руководствоваться. Затем назначенные консультанты проверяют работы своих одноклассников: как устные, так и письменные ответы.

Выборочная проверка проводится чаще всего письменных работ, называются отдельные учащиеся на перерыве перед уроком или во время самостоятельной работы, проверяются их домашние задания полно и глубоко, затем анализируется общая картина ошибок и недочётов. Или же в собранных со всего класса тетрадях проверяются отдельные задания, которые дают картину полноты усвоения теоретического материала или формирования компетенции.

На этапе подготовительной работы к усвоению нового материала: для учащихся с низкой мотивацией проводятся консультации (аналогичный материал и несколько простых практических заданий), т.е. подготовка к овладению знаниями и умениями; для учащихся с высокой мотивацией организуется самостоятельная работа (постановка задач, установление связей с другими темами).

           2. Этап изучения нового материала

Приём многократного объяснения нового материала.

Суть приёма заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал. После первого объяснения некоторые учащиеся приступают к самостоятельной работе – они выполняют предназначенное для них дифференцированное задание №1. Для учащихся, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель ещё раз повторяет объяснение, использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание на главные выводы. После этого ещё часть учащихся приступает к самостоятельной работе – выполняют дифференцированное задание №2. Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором делается акцент на наиболее трудные моменты. Желательно активизировать детей, привлекать к участию в объяснении нового материала.

Приём, основанный на использовании разных методов обучения.

Первое ознакомление с новым материалом можно провести на основе проблемных методов обучения и частично-поискового метода. При этом используется схематическая наглядность, знаковые модели. При повторном объяснении используется объяснительно-иллюстративный метод (желательно активизировать детей, задавая им вопросы, привлекая их к объяснению).

Приём дифференциации работы по степени самостоятельности.

Данный приём используется для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Учащиеся с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно (составление и заполнение таблиц, открытие новых вычислительных приёмов по аналогии с ранее изученными и т.д.), остальные знакомятся с материалом под руководством учителя.

Приём ознакомления с новым материалом на основе микрогрупповой работы.

Используется исследовательский метод, предполагающий открытие нового материала без руководства учителя. Для этого создаются гетерогенные группы. В них объединены учащиеся с разным уровнем обучаемости, поэтому в процессе коллективного обсуждения проблемы происходит естественная дифференциация. Одни учащиеся выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют и т.д. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя. Сопоставляются мнения групп, делается окончательный вывод. Вывод может быть оформлен в виде памятки, алгоритма, схемы и др.

Необходимо помнить, что при ознакомлении с новым материалом для одних детей требуются зрительные опоры, для других – восприятие на слух, для третьих – выполнение практических действий, записей и др.

          3. Этап закрепления знаний и формирования умений и навыков

основой индивидуального и дифференцированного подходов является организация самостоятельной работы. Данные подходы осуществляются в виде заданий различной трудности и характера:

адаптивные упражнения (их цель помочь более слабым учащимся, или они направлены на формирование речевых навыков и умений в конкретных ситуациях общения с учётом особенностей учащихся, их интересов, контекста деятельности);

корректирующие упражнения (способствующие ликвидации имеющихся и вновь возникающих пробелов);

совершенствующие упражнения (шлифовка всех компонентов и формирование индивидуальности).

По технологии дифференцированного обучения предусматривается работа в трёх группах: 1-я, 2-я группы выполняют тренировочные упражнения на сравнение, сопоставление, задания, требующие разнообразных вариантов решения; 3-я группа выполняет упражнение с использованием комментированного объяснения под руководством учителя.

При закреплении материала с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Используется взаимопомощь, когда сильные учащиеся помогают справиться с практическим заданием более слабым. Практикуются коллективные проекты с различным комплектованием групп. При подведении итогов урока используются мини-тесты (на выборку и по методу исключения понятия). Домашнее   задание распределяется по группам (для самых сильных – опережающие задания творческого или поискового характера).

           4. Этап контроля знаний и оценивания учащихся

При подготовке к урокам необходимо проанализировать цели урока, программный материал, определить место контроля на уроке, объём и степень его сложности и в зависимости от этого определить виды дифференцированного контроля.

Не каждый урок должен иметь дифференцированный контроль, нет необходимости все виды заданий делать дифференцированными. Это затрудняет своевременный контроль выполненных упражнений и снижает общий темп урока.

При письменном опросе необходимо использовать карточки различной степени сложности, разноуровневые тесты. Можно использовать для контроля знаний нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для разных групп дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1-ой группы – только цель, для 2-й группы – некоторые пункты, на которые следует обратить внимание, для 3-ей группы – подробная инструкция выполнения.

При устной проверке знаний: первыми рекомендуется вызывать более слабых учащихся, сильные дети исправляют и дополняют ответы. Учащиеся с высокой мотивацией находят дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности).

При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику после изучения каждой темы и в ходе изучения темы.

При использовании дифференциации важна оперативная обратная связь. На основе диагностического контроля учитель проводит тщательный учёт выполнения работы учащимися, определяет динамику их развития. В соответствии с этим изменяется состав групп, характер дифференцированных заданий. Если учёт покажет, например, что ученик легко справляется с репродуктивными заданиями, то на следующем уроке ему можно предложить задание с элементами творчества.

Распределение учащихся по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учащихся, относящихся к одной группе, усложняют, тем самым они от урока к уроку достигают более высокого уровня овладения знаниями и умениями, продвигаются вперёд.


Методические рекомендации

по реализации дифференцированного подхода к учащимся

Словарь педагогических терминов определяет дифференциацию как форму учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференцированным считается образовательный процесс, основанный на учёте типичных индивидуальных различий учащихся.

Выделяется два основных вида дифференциации обучения школьников. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение) – создание особых типов школ и классов. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы) – организация внутри класса по группам работы учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3. Распределение учащихся по группам с учётом результатов диагностики.

4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение критериев дифференциации

Большинство классных коллективов являются разноуровневыми. Учителя обычно выделяют группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся. При этом одни педагоги считают главным критерием деления на группы успеваемость школьников, другие – способности учащихся.

Основные критерии дифференциации: готовность к обучению (учитывается предметная готовность, то есть наличие определённых знаний и умений, например, умение ребёнка читать), обученность (включает как «наличный», имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения, т.е. умение учиться), обучаемость (восприимчивость школьника к обучению, т.е «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»). Также могут использоваться и другие критерии, например: отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности.

Педагоги в своей практической деятельности выбирают критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.

Проведение диагностики

Учитель может использовать в своей работе результаты диагностики, проводимой школьным психологом, но ему необходимо и самому проводить диагностические процедуры. Их характер определяется выбранным критерием дифференциации. Так, для диагностики обученности используют работы проверочного характера, устные ответы у доски, результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий и т.д. Наиболее полную картину дают разноуровневые проверочные работы.

           Диагностические задания, помогающие определить уровень обучаемости, могут быть включены в обычный урок. Школьники с высокой обучаемостью обычно справляются с ними самостоятельно или с минимальной подсказкой. Дети с низкой обучаемостью выполняют задание только с помощью или вообще не выполняют его.

           Выводы об уровне развития и обученности школьников делаются на основании результатов диагностики психолога, а также анализа деятельности учащихся.

Распределение учащихся по группам

           На основе результатов диагностики учитель распределяет учащихся по группам (уровням), однако делать это надо достаточно корректно. Некоторые способы дифференциации (дифференциация по степени самостоятельности, по уровню помощи и др.) вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами определяют, нужна ли им помощь учителя, самостоятельно выбирают задания.

Определение способов дифференциации

           Учитель с учётом типа урока, его цели и содержания определяет, необходима ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом. Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т.д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся

           Учитель предлагает школьникам разноуровневые задания на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях ученикам даются индивидуализированные задания, проводится индивидуальная работа.

           Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх и более вариантах, устные указания. Дифференциация учебной работы подразумевает систематическое сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы. Например, учащиеся индивидуально выполняют разноуровневые задания, затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных третьей группе.

Диагностический контроль за результатами работы учащихся

           Важна оперативная обратная связь. Если ученик справляется с репродуктивными заданиями, то ему предлагается упражнение с элементами творчества, хотя возможен и обратный процесс. Распределение школьников по группам для дифференцированной работы не является раз и навсегда заданным. По мере усвоения материала задания для учеников, относящихся к одной группе, усложняются, тем самым дети от урока к уроку достигают всё более высокого уровня знаний и умений, продвигаются вперёд.

Способы дифференциации учебной работы школьников

  Способ 1. Дифференциация содержания учебных заданий

           Содержание учебных заданий дифференцируется по уровню познавательной деятельности, по уровню трудности и по объёму.

           Репродуктивный характер познавательной деятельности требует воспроизведения знаний по образцу, в знакомой ситуации. Продуктивный характер познавательной деятельности требует применения знаний в незнакомой ситуации. Творческий характер познавательной деятельности предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, способность видеть структуру объекта, умение видеть различные способы решения проблемы.

           Кроме основного задания, даётся дополнительное, чаще аналогичное основному, однотипное с ним. Задания могут быть творческие, где сочетаются различные способы дифференциации.

Способ 2. Дифференциация по способам организации деятельности учащихся

             При едином содержании задания дифференцируются по степени самостоятельности учащихся (одинаковые упражнения, одни их делают самостоятельно, другие под руководством учителя); по степени и характеру помощи учащимся (дозированная помощь учителя трёх видов: стимулирующая, направляющая, обучающая. Стимулирующая – разъяснение задания, указание на ошибку. Направляющая помощь – даётся подсказка, актуализирующая знания. Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не справляется  самостоятельно с заданием, её целесообразно проводить в виде беседы с намечающейся последовательностью действий); по характеру учебных действий.

Способ 2. Дифференциация по способам организации деятельности учащихся

           Разноуровневый контроль знаний, умений, навыков вошёл в систему работы каждого учителя, так как он даёт возможность видеть каждого ученика, способствует повышению качества знаний.

          Первый уровень: репродуктивная деятельность.

          Задания на воспроизведение фактологического материала, решение задач по алгоритму, образцу: перечислить (назвать) даты, части, свойства, элементы объекта, процесса; дать описание чего-то, изложить материал учебника, ответить на вопросы воспроизводящего характера; нарисовать строение объекта и подписать его части, элементы; выбрать правильный ответ (из текста, рисунка, схемы); решить задачу по образцу, алгоритму, знакомой формуле.

          Второй уровень: реконструктивная деятельность.

     Задания на сравнение, обобщение, классификацию (умение оперировать полученной информацией, производить перенос знаний в новую ситуацию): определить сходство А с В по критерию, признаку; определить отличие А от В по критерию; дать определение термину, понятию; назвать существенные признаки объекта, процесса, класса, типа, явления; решить задачу на применение знаний в незнакомой ситуации, задачу в несколько действий.

                 Третий уровень: продуктивная деятельность.

           Задания на выявление, понимание, объяснение причинно-следственных связей: доказать, что…; объяснить явление, процесс; определить, что произойдёт, если…; решить задачу несколькими способами; решить задачу нестандартным способом; придумать, подобрать предложение, слово, задачу по схеме; написать эссе, сочинение, выполнить задание исследовательского характера.

            На разных ступенях обучения применяются проверочные работы.

           1 тип. Предполагает добровольный выбор учащимися варианта уровневых заданий на отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Учащиеся, получившие отметки ниже ожидаемых, имеют право на повторный контроль. С такими типами заданий хорошо справляются ученики старшей ступени обучения, адекватно оценивающие свои знания.

          2 тип. Предполагает выбор не менее четырёх из шести разноуровневых заданий (по два задания на каждый уровень).

          3 тип. Состоит из двух видов заданий (типовых и повышенной трудности) и направлен на формирование положительной мотивации к выбору заданий повышенной трудности для получения более высокой отметки. Рейтинг каждого задания известен ученикам заранее, поэтому они могут ориентироваться не только на трудность (уровень) заданий, но и на желаемую отметку.

          Включение разноуровневых заданий в контроль ЗУН способствует повышению активности и работоспособности на уроке, появлению у школьников интереса к собственной познавательной деятельности, повышению результатов выпускных экзаменов и ЦТ.

           В целом дифференциация и индивидуализация обучения способствует развитию потенциала как школьников, так и педагогов, помогает избежать усреднения. Это важнейший фактор повышения качества образования, здоровьесбережения обучающихся.


ПАМЯТКА

Как вырастить одарённого ребёнка

            Надеемся, вам помогут некоторые советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, имеющих одарённых детей.

1.Я отвечаю на вопросы ребёнка терпеливо и честно.

2. У нас дома есть место, где ребёнок может демонстрировать свои работы.

3. Я не ругаю ребёнка за беспорядок в комнате, если это связано с творческим занятием и работа ещё не закончена.

4. Я показываю ребёнку, что он любим независимо от его достижений.

5. Я приучаю ребёнка к чтению с детства.

6. Я покупаю ребёнку книги, связанные с его интересами.

7. Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно.

8. Я внимательно отношусь к потребностям ребёнка.

9. Я каждый день нахожу время, чтобы побыть с ребёнком наедине.

10. Я поощряю участие ребёнка в планировании семейного бюджета.

11. Я не ругаю ребёнка за его неудачи и ошибки.

12. Я хвалю ребёнка за учебную инициативу.

13. Я побуждаю ребёнка учиться решать проблемы самостоятельно.

14. Я развиваю в ребёнке позитивное восприятие его способностей.

        Никогда не отмахивайтесь от проблем ребёнка, учите его не воспринимать любую неудачу как трагедию, всегда находите слова поддержки.

      Будьте чутким собеседником, совместно с ребёнком обсуждайте самые сложные вопросы, побуждайте ребёнка к самостоятельному решению проблем.

      Избегайте крайностей: с одной стороны, не возводите ребёнка на пьедестал, а с другой – не допускайте принижения его достоинства.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.